|
СИЛА ЛИЧНЫХ МОЛИТВЕННИКОВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Причиной для написания этой книги по-служило мое личное убеждение в
истин-ности следующего утверждения: наименее востребованный источник духовной
силы в наших церквях сегодня - это ходатайственная молитва о христианских
лидерах. Я намеренно не сказал "один из невостре-бованных источников силы",
потому что, я думаю, вряд ли найдется что-либо столь же важное, но и столь
же пренебрегаемое. Мы не делаем этого и, как правило, даже не гово-рим
об этом.
Я вовсе не хочу сказать, что ходатайственная молитва за лидеров - единствен-ный
источник духовной силы в церквях. Нет. Провозглашение Слова, молитва, хвала
и поклонение, исцеление, исповедание, пост, причастие, духовные дары и
многие другие важные источники силы используются в церквях достаточно широко.
Правда, не все они используются так хорошо и так часто, как бы нам хотелось,
но мы к ним обращаемся. Иначе об-стоит дело с ходатайственными молитвами
за лидеров.
Я покажу вам, какие изменения они могут принести.
ДУХОВНЫЕ "ВЕСЫ" В УЭСЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ "ГОРИЗОНТ"
Один из моих лучших друзей - Джон Максвелл, пастор уэслианской церкви
"Горизонт" в Сан-Диего. Я буду часто упоминать о нем в этой книге, так
как я узнал от него очень много о личных молитвенных партнерах пастора.
В его церкви, в отличие от других, ходатайственная молитва за лидеров используется
по максимуму. Она вплетена в саму ткань стратегии философии служения церкви.
Максвелл твердо верит, что с помощью ходатайственной молитвы церковь
избежала очень серьезной ошибки. Не то, чтобы эта ошибка могла привести
к тотальному бед-ствию, но она поставила бы церковь на тот путь, который
не позволил бы ей быть такой, какой хотел Бог.
В течение нескольких лет руководства Джона Максвелла Бог благословлял
церковь существенным ростом. Со вре-менем она выросла до трех тысяч человек,
и старое поме-щение, расположенное в обреченном на сны районе горо-да,
было заполнено до отказа. Три собрания в воскресное утро уже не могли вместить
всех желающих попасть на них, поэтому, как и следовало ожидать, рост прекратился.
Для всех стало очевидным: если церковь хочет достичь всех людей, к которым
призвал их Бог, она должна пере-ехать в другое помещение.
Во всем Сан-Диего было непросто найти достаточно большой участок для
их дерзкого, Богом данного видения на будущее. Им нужно было сто акров
(сорок с половиной гектаров) земли в хорошем месте. Агенты по недвижимос-ти
говорили: Сан-Диего так вырос за последнее время, что такого рода земельный
участок найти невозможно. Им сле-довало начать поиски десять или пятнадцать
лет назад.
У Джона Максвелла в церкви было сто человек, которые посвятили себя
молитве за него. В свое время я объясню, как это получилось, но в настоящий
момент достаточно сказать, что в период поисков нового земельного участка
эти люди молились вместе с Джоном и другими лидерами. Проходил месяц за
месяцем, одно огорчение сменяло дру-гое боевой дух начал угасать. Церковь
оставалась на пре-жней ступени роста, хотя потенциал ее был выше, чем ког-да-либо
раньше. Казалось, что агенты по продаже недви-жимости были правы.
Затем наступил прорыв. Освободился участок превос-ходной земли в пятьдесят
акров, расположенный прямо у дороги. Люди Джона сразу же взялись за дело,
прошли че-рез суровые переговоры, в результате которых сошлись на сумме
в два миллиона долларов. Джон и весь церковный совет чувствовали себя так,
словно они увидели разом всех ангелов, и были убеждены, что это правильное
решение. Они назначили собрание на воскресный вечер, чтобы при-нять и утвердить
рекомендации совета о покупке земли для будущего строительства.
Но несмотря на все многомесячные молитвы, Джон, как это ему свойственно,
хотел убедиться, что они молились достаточно. В конце концов, это было
одним из самых важ-ных решений, которые церковь когда-либо принимала или
еще когда-нибудь будет принимать, и он, а с ним и дру-гие церковные лидеры,
хотели быть абсолютно уверены, что это Божья воля. Поэтому Максвелл сказал
своим молит-венным партнерам: "Давайте, ребята, убедимся, что мы принимаем
правильное решение. На всякий случай пой-дем на то место и помолимся еще
разок".
"Это не ваш участок!"
В субботу накануне решающего собрания церкви Джон Максвелл и сто его
молитвенников вышли на то место, ко-торое, как они думали, станет будущим
участком для стро-ительства уэслианской церкви "Горизонт". Чем дольше они
молились, тем больше ими овладевало странное чувство, сначала каждым в
отдельности, а потом и всей группой. После мучительных сомнений, которые
трудно себе пред-ставить, они начали соглашаться друг с другом, что все
они слышали, как Бог сказал: "Это не ваш участок!"
На следующий вечер на собрании церкви Джон перс сказал все, через что
они прошли для принятия решения о покупке земли. Все казалось правильным
с деловой и фи-нансовой точки зрения, с точки зрения церковного мене-джмента
и исходя из советов, которые они получали со всех сторон. Но одно обстоятельство
могло перевесить все позитивные доводы - слово от Господа, принятое в ре-зультате
горячей и эффективной молитвы.
Максвелл знал, многие будут огорчены и разочарованы, но он укрепил
свою веру в то, что Божья рука, благодаря его молитвенникам, действует
в его собственной жизни и в жизни церкви, и стал действовать смело. Он
объявил, что церковь "Горизонт" отзывает свой взнос за земельный уча-сток.
Он также убедил собравшихся: если Бог сказал им не покупать этот участок
земли, то только потому, что у Него есть для них нечто намного лучшее.
Никто в то время не мог представить, насколько лучшее!
Процесс поисков начался снова. Они обнаружили пре-красный участок в
восемьдесят акров и дважды обраща-лись к владельцам с предложением продать
его, но им оба раза отказывали. Ходатаи и другие члены церкви продол-жали
молиться. Затем наступил финансовый кризис, и вла-дельцы земли стали склоняться
к тому, чтобы продать ее. Церковь предложила очень низкую цену- 1,8 миллиона
долларов за восемьдесят акров, а владельцы были настоль-ко стеснены финансово,
что, в конце концов, с неохотой согласились. Но они настаивали на одном
условии: если церковь "Горизонт" не сможет использовать землю для своих
целей, она не продаст ее, а вернет владельцам, а так-же выплатит проценты
с суммы, которую они предложили.
Церковь, сознавая весь риск, приостановила сделку, только для того
чтобы выяснить через независимых экс-пертов, что истинная стоимость земли
была 4,5 миллиона долларов. Риск был больше, чем они думали!
Восемьдесят акров превращаются в сто тридцать
Церковь вынудили заплатить за долю в правах на воду для участка в три
раза больше, чем нужно, и это составило сто двадцать тысяч долларов. Но
в Южной Калифорнии нача-лась засуха, права на добычу воды стремительно
подня-лись в цене, и владельцы начали упрашивать церковь про-дать им обратно
две трети акций на воду. К тому времени эти две трети акций стоили двести
пятьдесят тысяч долла-ров и церковь уговорила владельцев изъять из контракта
условие о том, что она должна вернуть владельцам землю, если не сможет
использовать ее для строительства цер-ковного здания. В результате Бог
дал им землю за ту сумму, которую они предлагали, без штрафных санкций,
да еще с дополнительной прибылью в сто тридцать тысяч долларов.
Но и это еще не все. После осмотра своих "восьмидеся-ти акров" члены
совета обнаружили, что на самом деле там было сто десять акров! Затем местной
организации по водоснабжению понадобился участок земли в десять акров на
плоскогорье в обмен на тридцать акров как раз в том месте, где Максвелл
задумал стоянку для автомобилей. Теперь у них стало сто тридцать акров.
В завершение все-го, им предложили четыре миллиона долларов за участок
земли, разработанной под строительство, который им был не нужен.
Теперь уэслианская церковь "Горизонт" имеет прекрас-ный центр стоимостью,
возможно, более десяти милли-онов, за который они не заплатили ни цента!
Все это случилось благодаря молитве. Молитвенники пастора после молитвы
смогли услышать, как Бог сказал: "Нет". Их духовная зрелость послужила
тому, что они осме-лились поступить нетрадиционным способом. Однажды послушавшись,
они начали слышать от Господа множество ответов "да", которые провели их,
пастора, церковный со-вет и всю церковь через порог в величайшую эру истории
для их церкви.
Но вот что я хочу сказать: у церкви "Горизонт" нет осо-бой привилегии
в этом виде молитвенной силы. Бог точно так же хочет высвободить ту же
силу для вашей церкви, и эта книга поможет вам настроиться на пути и способы,
ко-торые помогут вам увидеть, как она будет высвобождаться.
Самые лучшие дни для вас, вашего пастора и вашей церкви могут наступить
очень скоро!
КАК ВЫСВОБОЖДАЕТСЯ БОЖЬЯ СИЛА
Потрясающая история рассказана в семнадцатой главе Книги Исход. Многие
вспомнят описание битвы при Рефидиме, где Иисус Навин поразил Амалика.
Имя Иисуса Навина навсегда вошло в военную историю как имя военачаль-ника,
выигравшего Рефидимскую битву.
Но Библия рассказывает нам и еще кое о чем в этой ис-тории.
По стратегическому соглашению, пока Иисус Навин вел войска на поле
битвы, Моисей должен был ходатай-ствовать за него с ближайшего холма. Там,
на холме, на-блюдая за ходом битвы, Моисей заметил: когда его руки подняты,
Иисус побеждает, но когда его руки опущены - он терпит поражение. Моисей
очень быстро уловил это и решил, что самое лучшее положение для его рук
- оста-ваться поднятыми. К нему на помощь подошли Аарон и Ор, подперли
Моисея камнями и делали все, чтобы руки Моисея не опускались. В результате
Иисус Навин выиграл битву (Исх. 17:8-13).
Это простая история, и в ней заключен великий прин-цип для нас. Иисус
Навин сражался, пока Моисей молился. Иисус получил награду за то, что он
выиграл битву, но мы знаем, кто это сделал в действительности. Конечно,
если рассуждать до конца, то битву выиграла Божья сила, но че-ловеком,
который стал каналом для этой Божественной силы был ходатай Моисей, а не
воин Иисус Навин.
Как справедливо сказал мой друг Уолтер Уинк, "история принадлежит ходатаям".
Применительно к реальной жизни я вижу, что Иисус На-вин здесь совершал
"служение". Так случилось, что Богом в тот момент ему было дано задание
- сражаться в бою. Мне интересно, сколько времени Иисус Навин молился в
тот самый день в долине Рефидим. Возможно, не очень много, если вообще
молился. Но все же, в конце концов, битва была выиграна молитвой, молитвой
ходатая, а не служителя. Не то, чтобы Иисус Навин не был важен. Без него
тоже боя было не выиграть.
Многие лидеры в христианстве сегодня похожи на Иисуса Навина. Они активны
в служении. Они - победите-ли. Они предстают перед людьми как успешные
служители Божьи. День за днем они видят Божью силу, действующую через них
для благословения других. А откуда приходит эта сила? Она высвобождается
с помощью ходатайства.
ПРОБУЖДЕНИЕ В ХЕРЕФОРДЕ, ШТАТ ТЕХАС
Одно из первых случившихся в действительности пережи-ваний силы личного
ходатайства, о которых я слышал, рас-сказал мне мой друг Лэрри Ли. Он только
что закончил се-минарию и стал молодежным служителем в Баптистской церкви
в Беверли-Хиллз в Далласе. Церковь росла, так же как и его молодежная группа.
У него в группе было уже око-ло тысячи подростков, и она была самая большая
в их рай-оне. Тогда он получил первое приглашение организовать городскую
евангелизационную кампанию. Это должно было произойти в городе Херефорд,
штат Техас, с населе-нием 15853 человека. Ли чувствовал, что дар евангелис-та
- это один из самых сильных даров, данных ему, и у него была огромная вера
в то, что Бог даст ему невероят-ный урожай в этом городе.
Это была такая евангелизационная кампания, в которой евангелист должен
был проповедовать каждый вечер в од-ной из церквей, вовлеченных в это мероприятие.
В первый вечер он проповедовал от всего сердца, но никто не отве-тил на
призыв о покаянии. Когда то же самое случилось на следующий день, Лэрри
начал беспокоиться: "Что проис-ходит? Я знаю, что все мои служения проходят
как нужно. Они очень теологично звучат. Евангелие понятно. Что я скажу,
когда вернусь в Даллас, и как я отчитаюсь перед сво-ей молодежной группой?"
В третий вечер собрание должно было проходить в ме-тодистской церкви.
Лэрри приехал туда немного раньше, и к нему сразу же подошли две женщины.
Они увидели, что он нервничает, и сказали: "Не беспокойтесь, брат Ли' Мы
сегодня восемь часов молились за вас". Они попросили разрешения возложить
на него руки и помолиться за него еще раз. После молитвы одна из женщин
спросила его:
"Значат ли для вас что-нибудь слова "Все закончено"?" Это была ключевая
фраза проповеди Лэрри в тот вечер! Он проповедовал, и сто человек откликнулись
на его призыв!
На следующий вечер Лэрри сам нашел тех женщин. Они снова помолились
за него, и теперь уже вторая женщина спросила, помнит ли он историю о женщине
с кровотече-нием? И опять чудесное совпадение: он выбрал этот текст для
проповеди в тот вечер!
К концу недели пятьсот человек откликнулись на про-поведь и сделали
выбор в пользу Христа. Лэрри ликовал. По пути в Даллас в самолете он репетировал,
как будет де-литься со своей молодежной группой хорошими новостя-ми об
успешной кампании. Затем, в минуту тишины, Ли от-четливо услышал голос
Божий, говорящий ему: "Сын мой, ты не имеешь ничего общего с этим пробуждением.
Люди спасались, потому что кто-то заплатил цену молитвой!"
Именно тогда Лэрри Ли узнал о значимости личного ходатайства для лидеров.
Он был в этом случае своего рода Иисусом Навином, попавшим в историю евангелистом,
увидевшим, как пятьсот человек спаслись в городе Херефорде, в штате Техас.
Но сила Божья пришла главным обра-зом через тех двух женщин, которые, подобно
Моисею, вы-полнили дело ходатайства.
ЧТО ТАКОЕ ХОДАТАЙСТВО?
Часто мы употребляем слово "ходатайство" как синоним слова "молитва".
В обычных разговорах можно заменять одно слово другим, но не в том случае,
когда дело касается технических терминов. Вообще молитва означает разго-вор
с Богом. Ходатайство молящегося поступает к Богу в защиту кого-то другого.
Любое ходатайство является мо-литвой, но не каждая молитва является ходатайством.
Латинское слово, переведенное как "ходатайство", со-стоит из двух слов:
"между" и "идти". Таким образом, хода-тайство означает "идти между" или
"стоять в проломе". Гос-подь говорит устами пророка Иезекииля: "Искал Я
у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе
за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел" (Иез.22:30). Это - ясное
определение ходатайства.
Говоря теологическим языком, "ходатайство - это акт прошения того, кто
с точки зрения Бога имеет на это пра-во, чтобы получить милость для того,
кто в этом нуждает-ся" (Р. I. Mahoney). Это приводит к важному заключению
о том, что предстояние перед Богом квалифицирует или дисквалифицирует ходатая.
Ходатайство молящегося поступает к Богу в защиту кого-то другого. Любое
ходатайство является молит-вой, но не любая молитва является ходатайством.
Книга Есфирь приводит нам мощную библейскую ана-логию функции ходатая.
Сама история широко известна. Могущественного царя Персии, правившего
за 400 лет до Рождества Христова, зва-ли Артаксерксом. Он правил всем Средним
Востоком, от Индии до Эфиопии. Артаксеркс влюбляется в красивую ев-рейскую
девушку Есфирь и делает ее царицей, не зная о том, что она иудейка. Между
тем приближенный царя вер-ховный князь Аман приходит в ярость оттого, что
дядя Есфири Мардохей отказывается ему поклониться. Узнав, что Мардохей
- иудей, Аман в качестве мщения замышляет уничтожить, "убить, погубить
и истребить всех Иудеев" по всем областям Персии (Есф.3:13). Мардохей узнает
о за-мысле Амана и просит Есфирь вступиться за свой народ.
Обычаи того времени не разрешали никому, даже цари-це, быть инициатором
свидания с царем. С царем можно было разговаривать только тогда, когда
он первый обра-щался. Нарушение этого обычая влекло за собой смертный приговор.
Но Есфирь рискнула своей жизнью и рассказала царю о злых замыслах Амана.
Царь отреагировал благо-склонно, он казнил Амана и издал указ по всей Персии,
благодаря которому иудейский народ был спасен. Каким образом это является
аналогией ходатайства?
Ходатайство - это не манипулирование Богом и конкретными Божьими установками.
Во-первых, царь Артаксеркс был, в политическом смыс-ле, всемогущим в
своем царстве. В этом отношении он представляет Бога. Аман представляет
сатану, который пришел украсть, убить и погубить. Есфирь - ходатай, тот
кто "стоит в проломе". Мардохей выступает здесь в роли Святого Духа, сообщая
Божью волю для Есфири.
В этой книге я назову и опишу многих современных хо-датаев. Они полны
поразительного сходства с Есфирыо. Ес-фирь была смиренной, а не высокомерной.
Она подчиня-лась власти. Она была обращена к голосу Божьему и хотела быть
послушной тому, что слышала, даже с риском для жиз-ни. Она зависела от
того, что мы сейчас назвали бы Телом Христа, и просила иудеев поддержать
ее в молитве и посте. Она три дня постилась и сама. И затем, почувствовав
духов-ный сигнал, она была готова сказать: "Пойду к царю, хотя это против
закона, и если погибнуть - погибну" (Есф.4:1б).
Когда Есфирь приблизилась к трону царя, она была принята, ибо ее связывали
с ним отношения любви. Осо-бая интимность в отношениях с Богом - важная
составля-ющая ходатайства. В результате царь использовал свою силу для
того, чтобы освободить народ Божий. Как свиде-тельствуют сегодняшние ходатаи,
самой высокой оценкой служения ходатайства является любовь Отца и возмож-ность
видеть, как Божья сила высвобождается в процессе их посредничества.
НАСКОЛЬКО СИЛЬНЫ ЭТИ ПРОШЕНИЯ?
Некоторые могут спросить: "Ты, в самом деле, имеешь и виду, что человеческая
просьба может определить дей-ствия Всемогущего и Всесильного Бога?"
Да, именно таким образом Всемогущий Бог задумал мир и построил наши
отношения с Собой, Правильно будет от-метить то, что Есфирь не просила
поражения для иудеев. В честь этого дня все евреи отмечают ежегодный праздник
Пурим. Сегодняшние ходатаи убеждены, что во многих случаях, если бы не
их верное служение Господу Он не сде-лал бы того, что Он сделал.
Джон Весли часто цитирует поговорку: "Бог станет что-то делать на земле
только в ответ на молитвы верующих". Жан Кальвин говорил в своих "Наставлениях":
"Не хватит слов, чтобы выразить, насколько необходимы молитвы". Он говорит,
что Божье провидение не исключает проявле-ний человеческой веры. Несмотря
на то, что Хранитель Израилев не дремлет и не спит, говорит Кальвин, "Он
не дей-ствует, словно забыв о нас, лишь тогда, когда Он видит нас ленивыми
и безмолвными".
Сегодняшние лидеры от Джека Хэйфорда до Уолтера Уинка говорят то же
самое. Хэйфорд говорит: "Мы с тобой можем помочь решить, которая из двух
вещей - благосло-вение или проклятие - осуществится на земле. Мы будем
определять - высвободится ли в конкретной ситуации Бо-жья благость или
восторжествует сила греха и сатаны. Оп-ределяющим фактором является молитва".
Уолтер Уинк также отвергает идею о том, что Бог вино-вен во всем, что
происходит на земле. Он Вседержитель, но Он ограничил свою деятельность
здесь, на земле, посколь-ку уважает свободу Своих творений. Утверждая,
что молит-ва изменяет нас, Уинк говорит: "Она воздействует и на то, что
может сделать Бог".
ЛУЧШИЕ СЫНЫ БОЖЬИ: МОИСЕЙ И САМУИЛ
Если я не ошибаюсь, двумя самыми великими ходатаями в Ветхом Завете
были Моисей и Самуил. Я исхожу из заклю-чения, помещенного в Книге Иеремии
(15:1), где Бог гово-рит: "Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил,
душа Моя не приклонится к народу сему". Смысл этого в том, что ходатаи
не манипулируют Богом, и кое-что Бог ус-танавливает конкретно. Но для того,
чтобы усилить этот
смысл, Бог упоминает Своих лучших служителей - Моисея и Самуила.
Я уже описывал ходатайство Моисея за Иисуса Навина в битве при Рефидиме
(Исх.17). Другой, не менее драматич-ный случай произошел, когда Моисей
взошел на гору Си-най, чтобы получить скрижали закона, а народ Израиля
от-вернулся от Бога и обратился в язычество. Бог настолько рассердился,
что сказал: "Итак, оставь Меня, да воспламе-нится гнев Мой на них, и истреблю
их" (Исх.32:10). Затем Моисей помолился одной из самых трогательных приве-денных
в Писании молитв. В результате этого "отменил Господь зло, о котором сказал,
что наведет его на народ Свой" (Исх.32:14).
У Моисея было сердце, характерное для многих знако-мых мне ходатаев.
Настолько велика его боль за тех людей, о которых он молится, что он говорит:
"Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал" (Исх.32:32). Неудивительно, что Бог считает Его одним из Своих
лучших людей!
Выдающийся пример ходатайства Самуила показан в момент, когда филистимляне
напали на Израиль и народ Израиля обезумел от страха. Они сказали Самуилу:
"Не пе-реставай взывать о нас к Господу, Богу нашему, чтоб Он спас нас
от руки филистимлян... И воззвал Самуил к Госпо-ду о Израиле, и услышал
его Господь" (1Цар.7:8,9). Господь послал на филистимлян гром, они смутились,
и израильтя-не победили их.
Так же, как и Моисей, Самуил показал свое сердце хода-тая, говоря позже:
"И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться
за вас" (1Цар.12:23). Мы можем быть благодарными, что это не просто часть
древней истории, а то, что Бог дал всем нам, многим Своим детям, сердца
которых такие же, как у Моисея и Самуила. Они - драгоценные дары Телу Христа.
ХОДАТАЙСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В Новом Завете ходатаем, которому нет равных, предстает Иисус. Его молитва
за Свой народ в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна говорит об огромной
любви к людям и желании встать в проломе между ними и Отцом. До се-годняшнего
дня Он продолжает ходатайствовать за нас. "будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать
за них (за Свой народ)" (Евр.7:25).
Тема этой книги не ходатайство вообще, хотя это и очень важно. Иаков
говорит: "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг
за друга, чтоб исце-литься" (Иак.5:1б). Отличная книга, посвященная этому
предмету, написана Диком Истманом и называется "Лю-бовь на коленях", а
также есть множество других. Здесь же, однако, мы сконцентрируемся на одном
очень специфич-ном аспекте - на ходатайстве в пользу пасторов и других
христианских лидеров.
Жан Кальвин не преувеличивал, когда говорил, что не-возможно объяснить,
насколько в действительности важна молитва. Ходатайственная молитва может
быть так важна, что может спасать жизнь людей.
В двенадцатой главе Деяний Ирод решил утихомирить иудеев в Иерусалиме,
разделавшись с некоторыми христи-анскими лидерами. В своем кровавом списке
он особо от-метил Иакова и Петра. Он убил Иакова, но Петра оставил в живых.
Мы не знаем деталей того, что было с Иаковом. Но Библия конкретно рассказывает
нам о том, что пока Петр ожидал приговора в тюрьме, "церковь прилежно молилась
о нем Богу" (Деян.12:5). В результате этого жизнь Петра была спасена, а
Ирод закончил свои дни, "быв изъеден чер-вями" (Деян. 12:23). Мы можем
допустить, что Петр молился и сам, но у нас есть информация и о том, что
сила, которая вывела Петра из темницы, высвободилась с помощью хо-датаев,
точно так же как и для победы Иисуса Навина в бит-ве она высвободилась
с помощью Моисея.
ПАВЕЛ ЖЕЛАЛ ИМЕТЬ МОЛИТВЕННЫХ ПАРТНЕРОВ
Несомненно, апостол Павел знал все о значимости личной ходатайственной
молитвы, поскольку он пять раз призы-вал к этому в своих посланиях. Давайте
рассмотрим эти пять отрывков:
Братья, молитесь о нас. 1 Фессалоникийцам, 5:25
Хотя "нас" - это и множественное число, вероятно ав-торское, но Павел,
в сущности, просит молиться за него. Во вступительной части своего послания
фессалоникийцам он уверяет, что сам он молится о них (см. Фее. 1:2) и под-тверждает
их дары веры, надежды и любви (Фее. 1:3). В за-ключение он просит их молиться,
не сомневаясь, что они будут молить Бога преумножить веру, надежду, любовь
в нем и его служении.
Между тем умоляю вас, братия. Господом нашим Иисусом Христом и любовью
Духа, подвизаться ' со мною в молитвах за меня к Богу.
Римлянам 15:30
Это намного более конкретный призыв к ходатайству, поскольку Павел
продолжает просить их молиться о том, чтобы предстоящее путешествие в Иерусалим
было успеш-ным и чтобы он был защищен от врагов, ожидающих его там. Затем
он также просит их молиться о том, чтобы он смог посетить их в Риме. Он
относится к ходатайству, как к партнерству (совместным усилиям) в служении.
При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству
многих, многие возблагодарили за нас.
2 Коринфянам 1:11
Прося верующих Коринфа о ходатайстве, Павел затра-гивает то, что в
свое время открыл Петр, - ходатайство может стать вопросом жизни или смерти.
В предыдущих стихах Павел пишет о "приговоре к смерти" и об избавле-нии
"от столь близкой смерти". Он не говорит точно, к чему это относится, возможно,
к тому эпизоду, когда его забросали камнями в Листре и оставили, считая
умершим. Некоторым казалось, что он умер, но Бог вернул его к жиз-ни (см.
Деян.14:19,20).
Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием
Духа Иисуса Христа.
Филиппийцам 1:19
Павел пишет о своей просьбе из тюрьмы. Слово "спасе-ние" в этом тексте
означает "освобождение", и Павел зави-сит от молитв других верующих, для
того чтобы его оправ-дали и выпустили на свободу.
Надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.
Филимону 22
Это краткое описание можно было вполне упустить, но Павел опять пишет
из тюрьмы и хочет посетить своего друга Филимона. У него столько веры в
то, что Бог ответит на молитвы Филимона, что он просит его приготовить
комнату для гостей!
ХОДАТАЙСТВО - ЭТО БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Я привел здесь эти пять отрывков, потому что я чувствую, как важно для
нас понять, что ходатайство за лидеров, даже если оно и не используется
сегодня, - это библейская кон-цепция. С помощью молитвы обычные верующие
могут стать частью служения христианских лидеров, сегодняш-них апостолов
Павлов. Когда я писал эту главу, мне позво-нил один из моих ходатаев -
Джек Макалистер. Когда я спросил его, что он делал, он сказал, что это
был обычный день. Он начал молиться за лидеров в 5.30 утра и не мог за-кончить
до 8. Он молился за Билли Грэма, за Билла Брайта, за меня и за ряд других
служителей. Затем он добавил: "Для меня это очень волнующее переживание.
Когда я молюсь за лидеров, я присоединяюсь к ним и вместе с ними полу-чаю
благословения плодов их служения".
Это точно то же самое, что переживали ходатаи апосто-ла Павла, молясь
за него. Он пишет филиппийцам, что он молился за них: "За ваше участие
в благовсствовании от первого дня даже доныне" (Фил. 1:5). За "участие
в благовествование" Павел принимает их сотрудничество с ним в его служении.
Это главная характеристика и награда ходатая.
ХОДАТАЙСТВО - ЭТО ДУХОВНАЯ ВОЙНА
Джейн Энн Прэтт - одна из наших с Дорис личных хода-таев. Она работает
в штате миссионерской организации "Восточноевропейская семинария", находящейся
в Далласе, штат Техас. Еще до того, как войти в штат организации, она была
призвана в качестве личного ходатая президента миссии Джона Мейсела. Могу
отметить, что Джейн - зрелый, закаленный и опытный ходатай.
Вскоре после того, как железный занавес был опущен, Джон Мейсел совершил
одну из своих частых поездок в во-сточноевропейский блок. В этот раз он
читал лекции в Московском государственном университете на тему: "Явля-ется
ли Иисус Христос Богом?", затем он проповедовал толпе от двадцати до тридцати
тысяч в Бухаресте, затем у себя дома, в Вене. Джейн, находясь в Далласе,
очень много молилась о нем. Лекции были замечательными, и многие спаслись.
Очевидно, что силы тьмы были поражены не только лекциями в Москве, но и
ходатайством Джейн в Далласе.
Следующий эпизод показывает, что ходатайство за ли-деров является по
существу духовной войной.
В одну из тех ночей Джейн Энн Прэтт проснулась в 2 часа, ощутив в своей
комнате присутствие невероятных сил тьмы. "Я воевала в молитве, и все равно
тьмы еще оста-валось больше, чем я могла вынести, - рассказывает она. -
Эта тьма вытянула все мои силы и вывела из строя всю систему поддержания
жизни. Я не могла шевельнуться, я была полностью парализована". Как только
Дух Святой начал ей говорить, она убедилась, что сам Джон не нахо-дился
в то время в какой-либо опасной ситуации. Она осознала, что "эта мощная
сила тьмы была направлена, чтобы разрушить жизнь Джона, но атаковала меня,
потому что я стояла в проломе". В самый разгар борьбы она про-сила Бога
о подкреплении, призывая ангелов и ходатаев. Бог послал и тех и других.
Не успев моргнуть глазом, она почувствовала, как ангел вошел в комнату
и выпроводил темные силы. Битва завер-шилась, но Джейн чувствовала себя
вялой и опустошенной. Затем у нее начался ларингит с высокой температурой,
но она все равно радовалась, что Господь одержал победу.
На следующее утро автоответчик в кабинете Джейн за-писал звонок Синди
Джейкобс, которая так же, как и Джейн, является одной из девятнадцати моих
личных хо-датаев. Джейн перезвонила ей и просто, как принято, спро-сила
Синди, как она себя чувствует. Ответ Синди был неза-бываемым. "Я-то ничего,
- ответила она. - Это я хочу спросить, как ты себя чувствуешь? Что это
за темные силы были в твоей комнате в 2 часа ночи? Это были одни из са-мых
сильных начальств, с которыми я встречалась! Я вое-вала вместе с тобой
в ходатайстве до тех пор, пока их силы не были сломлены!"
Джейн и Синди - умудренные опытом молитвенные воины. Хотя интенсивность
этой битвы и была необычной, но подобные инциденты случаются часто. Будучи
ходатая-ми, они готовы вступить в бой с духами зла, которые хотят разрушить
дело Божье. Я согласен с Эдвином Стьюбом, ко-торый сказал: "Ходатайственная
молитва - это война, а также принципиальный метод ведения этой войны. Побе-да
должна быть одержана сначала в молитве, а уж затем осуществляться на практике".
МОЛИТВЕННЫЕ СОТРУДНИКИ ПАВЛА - ЕВОДИЯ И СИНТИХИЯ
Некоторые из комментаторов Библии осознают высокую вероятность того,
что Еводия и Синтихия из церкви в Фи-липпах входили в число личных молитвенных
партнеров Павла (см. Фил.4:2,3). Многие комментаторы отмечают, что эти
женщины не очень ладили между собой и "возможно они могли помогать ему
материально, как Лидия несколько лет назад" (так считает Ральф Мартин).
Некоторые приходят к заключению, что, как добропорядочные женщины они могли
готовить Павлу обеды или пришивать заплатки к его одежде.
Немногие комментаторы допускают, что Еводия и Синтихия могли играть
более значимую роль в служении Пав-ла. Ф. Ф. Брюс, например, показывает,
что глагол "подви-заться (трудиться) в благовествовании вместе со мной"
- очень сильный глагол. "Какую бы форму сотрудничество этих двух женщин
с Павлом ни приняло в его евангелизационном служении, оно не ограничивается
приготовлением чая для него и для его окружения, - или какая там, в первом
веке была должность для подобного рода деятельности".
Глагол, на который ссылается Ф. Ф. Брюс (synathleo), в действительности
означает то, что они "боролись", или "прилагали усилия", или "сражались
на моей стороне". Эдмонд Хайберт говорит, что это "подразумевает объединен-ные
действия перед лицом оппозиции и борьбы", поэтому эта фраза "показывает,
что эти женщины служили как сол-даты, следующие за Павлом в борьбе за провозглашение
и установление Евангелия в Филиппах". Это приближает нас к концепции духовной
борьбы. Ф.У. Вир продолжает дока-зывать, что эти смелые женщины "сражались
вместе с Пав-лом "против начальств и властей... против духов злобы под-небесных",
которые использовали противников Евангелия в качестве инструмента".
Я цитирую этих известных исследователей Библии не для того, чтобы сделать
вид, что я составляю академичес-кую монографию, а для того, чтобы дать
профессиональ-ное подтверждение моему пониманию случая с Еводией и Синтихией.
Я допускаю следующую возможность: Павел предполагал, что эти две женщины
будут "сражаться в его; пользу". Если это так, то они довольно неплохо
вписываются в характеристики молитвенного ходатая, которые я и развиваю
в этой книге. Это позволяет мне полагать, что апостол Павел понял бы меня
и подтвердил бы то, что я пытаюсь сказать.
ВОПРОСЫ К ТЕМЕ
1 Допустим, что молитва предостерегла Джона Максвелла и его церковь
"Горизонт" от покупки неподходящей не-движимости. Смог бы кто-нибудь доказать
это в суде?
2 Рассмотрите библейское значение "ходатайства". По-старайтесь привести
примеры из своего опыта, как хо-датайство изменило ситуацию.
3 Случай, когда Синди Джейкобс узнала о том, что произошло с Джейн Энн
Прэтт, довольно необычен. Пере-живали ли вы что-нибудь подобное?
4. Перечислите два или три примера, когда кто-то молил-ся за другого
и их просьбы были выполнены.
5. Что имел в виду Павел, утверждая, что молитвенные партнеры духовно
сражались в его пользу?
|
|