ГЛАВА VIII
О Господствах, Силах и Властях, и о средней их Иерархии
§1
Теперь нам надлежит перейти к средней степени Иерархии
небесных Умов, и, сколько возможно, рассмотреть умственными очами Господства вместе
с истинно сильными изображениями Божественных Властей и Сил; ибо каждое наименование
и сих высших существ изображает их Богоподражательные и Богоподобные свойства.
Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает
некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к
земному - возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному
с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, - но господство постоянное
по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой
униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся
к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное
Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное; не прелепляющееся ни к чему
случайно существующему, но всегда к Истинно-сущему всецело обращающееся, и непрестанно
приобщающееся державному Богоподобию. Наименование святых Сил - означает некоторое
могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся
во всех их Богоподобных действиях - для того, чтобы удалять от себя все то, что
могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые; сильно стремящееся
к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на
высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся
Ее образом, совершенно обращенное к Ней, как источнику Сил, и к низшим силам богоподобно
нисходящее для сообщения им могущества. Наконец наименование святых Властей -
знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию
Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества; - не
употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно
и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее,
и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее
Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной
силы. Имея таковые Богоподобные свойства, средняя степень небесных Умов очищается,
просвещается и совершенствуется вышесказанным образов посредством Божественных
озарений, сообщаемых ей посредственно чрез чины первой Иерархии, а от оной снова
разливаемых на низшие чины посредством вторичного проявления.
§2
Итак, переходящее от одного Ангела к другому ведение,
о коем сказано, мы должны почитать признаком совершенства, которое издалека начинается,
и в перехождении своем к низшим постепенно ослабевает. Ибо, как опытные в наших
священных тайнах говорят, непосредственно получаемые Божественные внушения совершеннее
тех, которые сообщаются посредством других: так, я думаю, и непосредственное просвещение
в тех Ангельских чинах, которые близ Бога находятся совершеннее, нежели в тех,
которые просвещаются посредством других. Поэтому и в нашем Священном Предании
первые, Умы называются совершенствующими, просвещающими и очищающими силами в
отношении к низшим; ибо сии последние посредством первых возводятся к высочайшему
Началу всего, и делаются, по возможности, причастниками таинственных очищений,
просвещений и совершенствований. Ибо так по Божественному распоряжению достойным
Божества образом определено, чтобы посредством первых, вторые приобщались Божественных
озарений. На сие ты найдешь многие объяснения у Богословов. Так, когда Божественное
и Отеческое милосердие наказало Израильтян - для обращения их к истинному спасению,
и предало для исправления мстительным и жестоким народам, дабы чрез то привести
в лучшее состояние тех, над которыми Оно бодрствовало, и потом, освободив от плена,
милостиво привело их в прежнее состояние, - в то время один из Богословов, по
имени Захария, видел одного, как я думаю, из первых и ближайших к Богу Ангелов
(наименование Ангела, как я сказал, есть общее всем небесным Силам), принявшего,
как сказано, от Самого Бога утешительное известие; - а другого Ангела из низших
чинов - исходящего во сретение ему (первому), как для принятия сообщаемого от
него света, так и для узнания от него, как Иерарха, Божией воли, дабы по его же
повелению научить и Богослова, что Иерусалим населится великим множеством людей
(Зах. XII, 6). А другой Богослов - Иезекииль говорит (Иезек. гл. IX, Х и XII),
что сие определено от Самого высочайшего и Херувимов превосходящего Божества.
Ибо когда Отеческое милосердие положило чрез наказание привести Израильский народ,
как сказано, в лучшее состояние; а Божественное правосудие определило отделить
невинных от преступников; то узнает о сем первый после Херувимов тот, который
был опоясан по чреслам сапфиром, и облечен в подир - знак Первосвященника. Прочим
же Ангелам, имеющим в руках секиры, Божество повелевает узнать от первого Божественный
суд о сем. Ибо первому сказано: Пройди среди Иерусалима, и положи знамения на
челах мужей неповинных; - а прочим сказано: Идите за ним в город, и посеките и
не пощадите даже взором вашим, но к тем, на которых лежит знамение, не прикасайтесь
(Иезек. IX, 4-6). Что еще сказать о том Ангеле, который сказал Даниилу: изыде
слово (Дан. IX, 23), - или о том первом, который взял огонь из среды Херувимов?
Или, что еще яснее указывает на разделение Ангелов, о том Херувиме, который влагает
огонь в руки облеченного в священную одежду, - или о том, который призвал божественного
Гавриила, и сказал ему: скажи видение оному (Дан. VIII, 16)? Что сказать о всем
том, что сказано святыми Богословами о Божественном устроении небесных Чинов?
Уподобляясь ему, сколько возможно, чины нашей Иерархии, будут как бы в образах
представлять Ангельское благолепие, устрояясь чрез него и восходя к премирному
Началу всякой Иерархии.
|