Глава 1
Мы знаем, что апостол сказал в Послании к Филиппийцам:
"Писать вам о том же для меня не в тягость, а для вас назидательно"
(Фил. 3, 1). Однако он же говорил, когда писал Галатам: "В остальном никто
не утруждай меня", - или, как читается во многих кодексах: "Никто не
отягощай меня" (Гал. 6, 17). Ибо он видел, что достаточно потрудился у них
служением своего слова, насколько считал это для них необходимым. Со своей стороны,
признаюсь: мне тягостно, что некоторые не покоряются столь многим и очевидным
божественным речениям, коими провозглашается благодать Божия (которая совершенно
не является таковой, если дается в соответствии с заслугами). Но вы, дражайшие
сыны Проспер и Иларий, по своему усердию и братской любви не хотите, чтобы непокоряющиеся
продолжали заблуждаться, и потому даже после стольких моих книг и писем на эту
тему желаете, чтобы я еще написал вам отсюда. Это ваше усердие я так люблю, что
не могу выразить словами; и, однако, не смею сказать, что люблю так, как должен.
Посему, вот, пишу вам снова, и хотя я уже не с вами, но через вас продолжаю делать
то, что, как думал, уже сделал достаточно.
Вы благочестиво заботитесь о братьях, чтобы они
не придерживались мнения поэтов, которое гласит: "Каждый - надежда для себя
самого" (Вергилий. Энеида, кн. 11, ст. 309), - а прибегли бы к тому, что
сказали не поэты, а пророки: "Проклят всякий, надеющийся на человека"
(Иерем. 17, 5). Так вот, по рассмотрении ваших писем, мне кажется, я знаю, что
с этими братьями следует обходиться согласно рассуждению апостола. Ибо он говорит
им: "И если что иначе мыслите, это также Бог вам откроет". Пусть вопрос
о предопределении святых до сих пор еще для них туманен; но если они мыслят о
нем что-либо иное, то все же у них есть нечто, откуда Бог открыл бы им и это,
если они будут держаться достигнутого. Поэтому апостол хотя и говорит: "Если
что иначе мыслите, это также Бог вам откроет", - тем не менее добавляет:
"Впрочем, до чего мы достигли, по тому правилу и должны жить" (Фил.
3, 15, 16). Достигли же эти наши братья, о которых печется ваша благочестивая
любовь, того, что веруют вместе с Церковью Христовой: из-за греха первого человека
род человеческий рождается виновным, и от этого зла никто не освобождается, кроме
как праведностью второго человека. Также достигли того, что соглашаются: человеческая
воля предваряется благодатью Божией, и как для начала, так и для свершения любого
благого дела никто не может быть самому себе достаточен. Итак, удерживая то, чего
достигли, они во многом уводят себя от заблуждения пелагиан. Посему если они в
этом будут жить и молиться Тому, Кто дает разум, то пусть даже иначе что-либо
мыслят о предопределении, Он Сам им также и это откроет. Но и мы тоже уделим им
любовь и словесное служение, по дару Того, Кого упрашиваем, чтобы сказать в этом
письме нечто для них подходящее и полезное. Ведь откуда нам знать: не захочет
ли Бог наш сотворить это через наше служение, которым служим им свободно в любви
Христовой?
|