Глава 4
Итак, вы ясно видите, что я тогда думал о вере
и делах, хотя и испытывал трудности, повествуя о благодати. И вижу я, что эти
наши братья придерживаются того же мнения, что и я тогда, поскольку не старались
ни прочесть мои книги, ни идти в них со мною вперед. Ведь если бы постарались,
то нашли бы, что этот вопрос разрешен на основании истины божественных писаний
в первой из двух книг, которые я написал в самом начале моего епископата Симплициану,
блаженной памяти епископу Медиоланской Церкви, преемнику святого Амвросия. Хотя,
может быть, они не знают об этих книгах; если это так, сделайте, чтобы узнали.
Об этой первой из двух книг я впервые упомянул во второй книге Пересмотров таким
образом: "Из тех книг, которые я написал, будучи епископом, первые две адресованы
Симплициану, предстоятелю Медиоланской Церкви, заступившему на место блаженнейшего
Амвросия. В них говорится о различных вопросах, из коих два, взятые из послания
апостола Павла к Римлянам, я собрал в первой книге. Из этих вопросов первый относится
к словам: "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак", - вплоть до
того места, где апостол говорит: "Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодать
Божия через Иисуса Христа Господа нашего" (Рим. 7, 7-25)". В этой книге
слова апостола: "Закон духовен, я же плотян" (Там же 14) - и другие,
показывающие, что плоть воюет с духом, я изложил таким образом, словно человек,
о котором там идет речь, находится еще под законом, а не под благодатью. Только
много позже я понял, что слова эти могут принадлежать и духовному человеку (и
с большей вероятностью). Дальнейшее исследование в этой книге продолжается с того
места, где апостол говорит: "И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда
она зачала в одно время от Исаака", - вплоть до слов: "Если бы Господь
Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом, и были бы подобны
Гоморре" (Там же, 10-29). В разрешении этого вопроса возникли затруднения,
связанные со свободой воли человека. Но победила благодать Божия, и нельзя было
не понять прозрачнейшую истину, сказанную апостолом: "Ибо кто отличает тебя?
Что имеешь, чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил?"
(1 Кор. 4, 7). А мученик Киприан, желая показать это, выразил эту мысль в одном
заглавии: "Ни в чем не следует хвалиться, поскольку ничто не является нашим"
(К Квирину, кн. 3, гл. 4). Вот почему я ранее сказал, что этим свидетельством
апоыстола также и я был обличен, когда я, как я сказал в письме к епископу Симплициану,
мудрствовал об этом деле иначе, нежели открыл мне Бог. Итак, свидетельство апостола,
сказавшего для смирения человеческой гордости: "Что имеешь, чего бы не получил?",
- не позволяет кому-либо из верных сказать: "Имею веру, которую не получил",
- ибо спесивость этого ответа совершенно подавляется апостольскими словами. Но
нельзя сказать и так: "Хотя не имею совершенной веры, однако имею ее начало,
коим сперва уверовал во Христа". Ибо и на это будет сказано: "Что имеешь,
чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил?"
(1 Кор. 4, 7).
|