История движения христиан веры евангельской в России
Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан
веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века.
Хотя на основании данных "Всемирной христианской истории" описаны случаи
существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири
со всеми характерными признаками учения пятидесятников. В основном это были ссыльные
"сектанты" из Центральной России, что являлось результатом жесткой государственной
политики непрерывного преследования всех "неправославных". Вдохновителем
этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым.
Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники
А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (191Зг.), положив
начало движению пятидесятницы на Севере России. Практически одновременно началось
движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Г.С.Нагорным.
В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской
и Вятской губерниях.
Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в
СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым,
принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан
сначала Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались
попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд
ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году
Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан.
В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится
резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал "Евангелист", издававшийся
трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости "покорно
нести крест терпения, воздержания и унижения". В 1929 году к пятидесятникам
было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу
в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность
была запрещена.
В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован
и принял мученическую смерть. В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством
епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей
присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть
церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья
и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей
книге "Архипелаг ГУЛАГ".
За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников.
Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих
пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства
Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные
лидеры церкви. На их место поставили малообразованных, а порой и откровенно ущербных
людей. После появления "инструктивного письма" старшим пресвитерам,
многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий
при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации
"религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение
и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты,
пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.". Инструкция сформулировала
требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к "сектантам-пятидесятникам",
объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ.
Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы
с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти
развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось
нетерпимое отношение к "сектантам-изуверам". Центральное телевидение
демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках ("Тучи
над Бордском", "Чудотворец из Бирюлево", "Это тревожит всех",
"Апостолы без масок"). В многочисленных газетных публикациях и отдельных
печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих
пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были
осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники
(А.И.Бкдаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова,
А.И.Косенков и др.).
Только после 1968 года органами государственной власти "избирательно"
стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников.
Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным
коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственной религиозной
деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Таким
образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было
разделено на два противоположных лагеря - т.е. регистрированных и нерегистрированных
пятидесятников.
Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку
в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей
и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" от 14.03.96г. за №
378, которым был "осужден многолетний террор, развязанный большевистским
партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий".
Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря
на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89-95 годов эмигрировали на Запад
(США, Канада, Германия).
Даже несмотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство
до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать
свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд
пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников,
в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных
пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.
Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении
"нерегистрированных" до начала 90-х годов. И только после принятия 25
октября 1990 года Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" "нерегистрированные"
общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в
отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность.
Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г.Москвы (под руководством
епископов С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховского и др.) в 1991 году создали Межрегиональную
христианскую ассоциацию "Ковчег", зарегистрировав ее в Министерстве
юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской
Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились
и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской "Церковь
Божия".
В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской "Церковь Божия",
после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован
в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников).
Епископ С.В.РЯХОВСКИЙ,
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской
|