Глава 6
"Многие слышат слово истины: но одни веруют,
а другие противоречат: Следовательно, эти хотят веровать, а те - нет". Кто
не знает об этом? Кто отрицает это? Но поскольку у одних приготовляется воля от
Господа, а у других нет, следует, конечно, различать, что происходит от Его милосердия,
а что от суда. "Чего искал Израиль, - говорит апостол, - того не достиг;
избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления,
глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид
говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся
глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда". Вот милосердие
и суд: милосердие для избранных, которые получили праведность Божию; суд же для
остальных, которые были ослеплены. И, однако, и эти уверовали, поскольку хотели;
и те не уверовали, ибо не желали. Итак, милосердие и суд вершатся в самой человеческой
воле. Избрание же имеется в виду то, которое принадлежит благодати, а не то, конечно,
которое от заслуг. Ибо выше апостол сказал: "Так и в нынешнее время, по избранию
благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать
уже не благодать" (Рим. 11, 5-10). Итак, даром получили избранные то, что
получили: не предшествовало у них ничего такого, что они дали бы прежде, и им
бы воздалось: за ничто спас Он их. Остальным же, ослепленным, сие было сотворено
в возмездие, о чем там тоже было сказано. "Все пути Господни милость и истина"
(Пс. 24, 10); "Неисследимы" же "пути Его" (Рим. 11, 33). Итак,
неисследимы и милосердие, по которому Он даром избавляет, и истина, по которой
праведно судит.
|